Оборона Егора Летова Хотя поздний Летов в музыке достаточно быстро отошёл от трёхаккордного панк-рока, на протяжении всей жизни он следовал главной собственной андеграундной заповеди — всегда быть против. В результате чего его практически не показывали по телевизору, а по политическим мотивам его не крутили на радио даже в начале 2000-х. Однако это нисколько не помешало культовому статусу Летова при жизни и после смерти. Антисоветский период (Поганая молодёжь. 1985) Свой антисоветский период Егор начал, став участником групп под говорящими названиями «Адольф Гитлер» и «Посев» (так называлось главное эмигрантское антисоветской издательство). В середине 1980-х Летов решает, что первые опыты необходимо наконец-то записать и для этих целей создает группу которую мы все знаем — «Гражданская оборона». Но выпустить материал Летову не удалось — КГБ группу разгромил, а Летова отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Для него этот опыт станет таким же основополагающим и переломным как для Фёдора Достоевского несостоявшийся расстрел в 1850 году. В результате «Поганая молодёжь» широко распространяется только в 1989 году. И тем не менее ключевые для Летова темы войны, одиночества, отчуждения и нон-конформизма присутствуют в альбоме уже в полной мере. Главные песни: «Поганая молодёжь», «Снаружи всех измерений», «Зоопарк». Некрофилия (1987) Перестройка преодолевала Уральский хребет весьма неохотно, но и этого хватило Летову, вышедшему из психиатрической больницы, чтобы собрать новый состав «Гражданской обороны» и отправиться на Новосибирский рок-фестиваль. Там, по ошибке организаторов, омских панков допустили на сцену, и уже через несколько минут им пришлось искать рубильник, чтобы выключить электричество. Но этого времени хватило, чтобы по всему СССР поползла слава о сибирской панк-группе, а Летова вдохновить на запись пяти альбомов подряд. Разлетевшиеся на кассетах по стране, они создавали Летову славу главного антисоветчика от рок-музыки. «Некрофилия» безусловно один из важнейших альбомов антисоветского периода Летова. В нём он не только раздает проклятия направо и налево чекистам, комсомольцам и советским мещанам, но и пропевает важнейший для своего творчества тезис «Я никогда не поверю в перемену погоды». Главные песни: «Некрофилия», «Попс», «Перемена погоды». Здорово и вечно (1989) «Вообще, это один из лучших моих альбомов», — так сам Егор характеризовал этот альбом. К концу 1980-х годов становится очевидно, что «золотой век» русского рока подошёл к концу. Даже перед самыми радикальными музыкантами встал выбор: становится частью шоу-бизнеса или вернуться в андеграунд. По второму пути шли чаще всего вопреки своему желанию. А вот Летов один из немногих, кто целенаправленно решил игнорировать мейнстрим. В этом настроении он записывает «Здорово и вечно» — свой самый злой из политических альбомов, где описывает сложившуюся ситуацию: «Пластмассовый мир победил». Когда альбом выйдет, первому составу «Гражданской обороны» останется существовать меньше года. Главные песни: «Моя оборона», «Здорово и вечно», «Все как у людей». Экзистенциальный период («Русское поле экспериментов». 1989) «Поле» — последний альбом из той же серии, что «Здорово и вечно». Но если на нём ещё обращали внимание на общественно-политическую тематику, то в «Поле» Летов окончательно сосредоточился на экзистенциальных проблемах. Мешая цитаты из Библии и произведений массовой культуры, сосредотачивается на суицидальной теме, которая в конце альбома выливается в эпическое 14-минутное полотно, давшее название альбому. «Русское поле экспериментов», — для меня — вышак. Предел. Красная черта, — так сам Летов охарактеризовал этот альбом. За «красной чертой» начались несколько лет депрессии, потери близких и уход из мира. Главные песни: Like a Rolling Stone, «Вершки и корешки», «Русское поле экспериментов». Прыг-скок (1992) Распустив «Гражданскую оборону» в 1990-м, Летов фактически просто переименовывает ее в «Егор и О***шие». Такое решение было продиктовано нежеланием попадания в радио- и теле- ротации и в музыкальном плане Летов сделал всё, чтобы новая группа не ассоциировалась с «Гражданской обороной». Записанный в 1990-м году и выпущенный через два года «Прыг-скок» являл нового Летова: акустического, аполитичного и мистического. Летов в это время много путешествует по сибирским сакральным местам, изучает фольклор и эзотерические учения. Во время одного из походов по Уральским горам его укусил энцефалитный клещ. Месяц он жил с 40-градусной температурой. Врачи считали, что его должно было парализовать, но вместо этого он записал «Прыг-скок», наполненный отсылками к сибирскому фольклору и американскому психоделическому року 1960-х годов. Главные песни: «Про дурачка», «Отряд не заметил потери бойца», «Прыг-скок». Сто лет одиночества (1993) Этот альбом записывался по летовским меркам бесконечно долго — почти 2 года. Запись началась ещё в начале 1991, а закончилась в конце 1992. Во время записи погибла ближайшая подруга Летова — Янка Дягилева, и его родина — Советский Союз (который, читай выше, он так не любил). В «Сто лет одиночества» начинает звучать новый Летов, который решает писать с точки зрения вечности. В «Ста лет одиночества» Летова интересовала человеческая индивидуальность, которая обречена на одиночество в мире. В музыке же он порывает с панком. Главные песни: «Свобода», «Вечная весна», «Офелия». Красный период («Русский прорыв в Ленинграде».1994) Летов перестаёт быть отшельником и возвращается на большую сцену и даже в политику. В противостоянии Ельцина и коммунистами он выбирает коммунистов. Помнящие Летова-антисоветчика не до конца понимали, как он стал выступать под красным флагом. Сам он отвечал, что «всегда будет против». Уже после разгрома оппозиции в октябре 1993, Летов вступает в НБП, а в 1994 году участвует в серии концертов «Русский прорыв». Летов не только не растерял прежней ярости, но и его антисоветские песни не потеряли протестного содержания, получив новое наполнение в новую эпоху. Зафиксирован статус песни «Всё идет по плану» — самой известной песни «Гражданской обороны». Здесь она звучит по-стадионному эпично и по-панковски агрессивно. Солнцеворот (1997) Несколько лет митингов, сорванных концертов и драк с ОМОНом привели Летова к записи центральной пластинки его «красного периода» — «Солнцеворота». Альбом был выпущен в 1997. Уже закончилась кампания «Голосуй или проиграешь!». Остатки оппозиции были окончательно разгромлены. И в результате «Солнцеворот» оказался эпитафией эпохе стотысячных митингов и силового противостояния с Кремлём. Песню «Родина» Летов предлагал Виктору Анпилову сделать гимном его партии «Трудовая Россия». Тот отказался, но песня пережила эпоху и зазвучала на украинском языке после 2014. Впрочем, на «Солнцевороте» хватает и бодрых нонконформистских гимнов, это «Далеко бежит дорога». Ну, и важнейшая часть альбома — это песня «Про дурачка», соединяющая предыдущий и новый этапы творчества Летова. Главные песни: «Родина», «Далеко бежит дорога», «Нечего терять». Поздний период («Звездопад». 2002) Альбом каверов на советскую эстраду 1960−1970-х годов. Ещё в альбоме «Сто лет одиночества» Летов активно использовал звучание и мотивы этих песен. Выбрав не самые очевидные шлягеры «Песен года», Летов заставляет их звучать так, будто они писались для фестиваля Вудсток. Только одной песни нет на альбоме — «И вновь продолжается бой…». Если Пахмутова дала свое согласие на ее исполнение на альбоме, то ее первый исполнитель Иосиф Кобзон наложил вето. В результате ее мы знаем только в концертных версиях. Главные песни: «Город детства», «На всю оставшуюся жизнь», «Свой среди чужих». Долгая счастливая жизнь (2004) Когда вышел этот альбом, на концертах «Гражданской обороны» уже не дрались. Группа записывала юбилейные альбомы и выступала на хороших площадках. Летов забыл про политику и говорил, что главный бунт, главная война происходит внутри человека. Он и раньше пел об этом, но тогда его отвлекали чекисты, менты и социальная несправедливость. Теперь же он остался один на один с «вселенской большой любовью». Для фиксирования этого момента психоделическое громкое звучание, с которым Летов экспериментировал на протяжении многих лет, было доведено до совершенства. Длинные громкие песни, переплетенные метафорами типа «марианские впадины глаз» и «марсианские хроники нас», открыли новый и последний период творчества Летова. Главные песни: «Без меня», «Долгая счастливая жизнь», «Вселенская большая любовь». Зачем снятся сны? (2007) Начатый на «Долгой счастливой жизни» путь очевидно уводил Летова далеко от реального мира. В конце жизни он обратился к теме психотропных веществ и расширения сознания. Результатом стал альбом «Зачем снятся сны?». Изначально даже планировалось записать его под брендом «Егор и О***шие». Здесь Летов порывает с актуальной повесткой, и даже такие важные для него темы, как война и одиночество и отступают на задний план. Сейчас кажется, что лучшей пластинки в качестве последней для «Гражданской обороны» нельзя было придумать. На ней вечный бунтарь Летов растворяется в космическом пространстве, оставляя все земное и примиряясь со Вселенной. Впрочем, свидетели последних концертов «Гражданской обороны», где презентовались «Зачем снятся сны?» утверждают, что в такой хорошей форме Летова давно видеть не приходилось. Главные песни: «Слава психонавтам», «Сияние», «Снаружи всех измерений».